Вступление, которое необходимо прочесть

Мой дорогой читатель и брат в Марии! Поскольку преданность, заставившая меня писать, а тебя — читать эту книгу, делает нас счастливыми детьми одной доброй Матери, то я прошу тебя, если ты услышишь, что лучше бы я не совершал такого труда (потому что уже есть так много известных, выверенных работ об этом), ответь словами аббата Франкона, что «восхваление Марии — неиссякаемый источник, чем больше его расширяешь, тем полноводней он становится, и чем больше наполняешь его, тем более увеличивается»[1]. Словом, Пресвятая Дева так величественна и возвышенна, что чем больше прославляешь Её, тем более остаётся прославить — настолько, что, как говорит Святой Августин, «даже если взять языки всех людей, или все их члены сделать языками, этого не было бы достаточно, чтобы восхвалить Её так, как Она того заслуживает»[2].

Я видел множество работ разного объёма, рассматривавших величие Марии; но, находя их то слишком редкими, то слишком объёмными, то не отвечающими моему замыслу, я постарался собрать у всех доступных мне авторов самые содержательные отрывки из трудов Отцов и теологов и наиболее уместные собрать в этой книге, чтобы дать набожным людям возможность легко воспламеняться любовью к Марии, а также обеспечить священников материалом для проповедей, которые будут пробуждать в других преданность Божественной Матери.

Светские люди часто говорят о своих возлюбленных и расхваливают их, чтобы и другие хвалили их и восхищались ими. А некоторые верующие лишь притворяются, что любят Марию — редко даже говорят о Ней и не стараются пробуждать в других любовь к Ней: такая любовь не может быть великой. Истинно влюблённые в эту любезную Деву так не поступают; они желают прославлять Её по любому поводу и видеть Её любимой всем миром и никогда не упускают возможности, лично или публично, возжигать сердца благословенным пламенем любви, которая горит в них самих к их возлюбленной Царице.

Чтобы убедить каждого, как важно содействовать преданности Марии, полезно знать, что говорят об этом теологи. Святой Бонавентура говорит, что те, кто считает обязательным для себя говорить о величии Марии, уверенны в спасении; это подтверждает и Рикардо Святого Лаврентия, говоря, что восхвалять оную Царицу Ангелов — значит обретать сокровище вечной жизни[3] и добавляет, что наша милосердная Госпожа «в мире грядущем прославит тех, кто прославляет Её в сем мире»[4]. И есть ли среди любящих Марию и стремящихся возвещать о Ней те, кто не знает о Её обещании, «кто будет возвещать обо Мне, получит жизнь вечную»[5] (Сирах 24, 31 по Вульгате)? Ибо эти слова Церковь относит именно к Ней — на службе в честь Её Непорочного Зачатия. Святой Бонавентура, так много сделавший для прославления Марии, восклицает: «Возрадуйся же, возрадуйся, душа моя, множеству благ, приготовляемых тем, кто прославляет Её». Он утверждает, что всё Святое Писание говорит во славу Марии[6] (эти слова принадлежат итальянскому доминиканцу Анджело Пачиукелльо. — Прим. пер.), так давайте же всегда сердцем и языком прославлять божественную Мать, чтобы Она провела нас в царство блаженных.

Из откровений Святой Бригитты мы узнаём, что блаженный епископ Хемминг (Епископ Або с 1340 по 1366 год. — Прим. пер.) обычно начинал проповедь с прославления Марии. Однажды Пресвятая Дева явилась святой и сказала ей передать епископу, что благодаря такой благочестивой привычке Она будет ему матерью, он умрёт святой смертью, и Она Сама представит его душу Богу[7]. Он действительно умер как святой, в молитве, всецело умиротворённый. Мария также являлась доминиканцу, который всегда оканчивал проповеди словами о Ней; при его кончине Пресвятая Дева отогнала от него демонов, утешила его и Сама забрала его счастливую душу[8]. Фома Кемпийский представляет нам Марию передающей Своему Сыну душу того, кто чтил Её: «Сын Мой возлюбленнейший, смилуйся над душой слуги Твоего, любящего и прославляющего Меня»[9].

Что же касается преимуществ такой преданности для всех, Святой Ансельм говорит, что как святейшее чрево Марии открыло путь к спасению грешников, то они обязательно обратятся, слыша прославления в Её адрес, которые тоже являются средством спасения. «Разве может быть иначе? От Её прославления должно происходить спасение грешников, ведь Её чрево сделалось средством, через которое Спаситель пришёл спасти грешников»[10]. И если это так, а я полагаю, это несомненно так (как я покажу в шестой главе), что все благодати распределяет Мария, и что все спасённые спасены только через Пресвятую Деву, то отсюда обязательно следует, что всеобщее спасение зависит от проповедования о Марии и побуждении каждого уповать на Её посредничество. Хорошо известно, что именно поэтому Святой Бернардин Сиенский очистил от пороков Италию, а Святой Доминик обратил много стран. Святой Людовик Бертран (доминиканец, апостол Южной Америки. — Прим. пер.) никогда не переставал в проповеди увещать всех любить Марию; многие [святые] делали то же.

Я нашёл, что отец Паоло Сеньери Младший, который был известным миссионером, на каждой миссии говорил проповедь о преданности Марии, и всегда называл эту проповедь любимой. И в наших миссиях должно быть нерушимым правилом делать то же. Мы можем удостовериться, что в большинстве случаев не бывает более плодотворной проповеди, обильно производящей раскаяние в сердцах людей, чем проповедь о милосердии Марии. Я говорю о Её милосердии, ибо, говоря словами Святого Бернарда, «мы прославляем Её девственность, мы восторгаемся Её смирением; но потому как мы — бедные грешники, милосердие привлекает нас более и кажется слаще. Милосердие мы воспринимаем с большей любовью, мы чаще о нём вспоминаем и более настоятельно призываем его»[11]. Вот поэтому я оставляю другим авторам описывать все прерогативы Марии, а сам ограничусь по большей части Её милосердием и могущественным покровительством. Я, насколько мог, за долгие годы собрал всё, что святые отцы и самые знаменитые авторы говорили об этом. Я обнаружил, что милосердие и могущество Пресвятой Девы восхитительно переданы в молитве «Salve, Regina», чтение которой большую часть года обязательно для духовенства, поэтому я разберу эту благочестивую молитву по частям в нескольких отдельных главах. Также я думаю, что служащие Марии сочтут уместным то, что я добавил рассуждения о Её главных праздниках и добродетелях. В конце книги я поместил наиболее употребляемые благочестивые практики, одобренные Церковью.

Благочестивый читатель! Если моя небольшая работа, как я надеюсь, понравится тебе, я умоляю тебя предать меня Пресвятой Деве, чтобы я обрёл уверенность в Её заступничестве. Попроси об этой благодати для меня, а я прошу о том же для тебя, кем бы ни был ты, обретающий для меня такую милость. О, как блаженны те, кто связывает себя любовью и верой с Иисусом и Марией, этими якорями спасения! Они не будут потеряны. Давай же скажем, о мой набожный читатель, вместе с благочестивым Альфонсо Родригесом: «Мои нежно любимые Иисус и Мария, за вас я буду страдать и за вас умру, помогите же мне во всём быть вашим и ни в чём не принадлежать себе»[12]. Давайте любить Иисуса и Марию и становиться святыми, ибо нет большей надежды и большего счастья. Прощаюсь, до встречи в Небесах у ног нашей любимой Матери и Её дорогого возлюбленного Сына, где мы будем восхвалять Их, благодарить и любить Их, пребывая в Их присутствии всю вечность. Аминь.


[1] Laus Mariæ fons est indeficiens: qui quanto longius extenditur, tanto amplius impletur, et quanto amplius impletur, tanto latius dilatator. — Franco Affligeniensis. De Gratia Dei. Lib. 7 / Maxima biblioteca veterum patrum. T. 21 Lugduni, 1677, p. 307.

[2] Cum et si omnium nostrum membra verterentur in linguas, eam laudare sufficeret nullus. In festo Assumptionis Mariæ. Sermo 83 / Augustinus Hipponensis. Opus continens sermones ad populum et clerum. T. 10. Parisiis, 1651, p. 792.

[3] Honorare siquidem Mariam, thesaurizare est sibi vitam æternam. — De Laud. Virg. Liber 2, particula 1 / Richardus a Sancto Laurentio. De laudibus Beatæ Mariæ Virginis. Douai, 1625, col. 75.

[4] Glorificabit in futuro servientes sibi, et honorificantes se in præsenti. — Ibid., col. 102.

[5] Qui elucidant me, vitam æternam habebunt.

[6] Exulta igitur anima mea, et lætare in illa; quia multa bona sunt eius laudatoribus præparata. / Psalterium Beatæ Mariæ Virginis, 43 / Psalterium Beatæ Mariæ Virginis a S. Bonaventura editum. München, 1642, p. 68; Si enim omnes scripturæ loquuntur de ea, erimusne nos ad eam laudandam elingues? […] Deiparam perpetuo contemplemur, voluntate vehementissime diligamus, et corde, et lingua omnimode celebremus, ut ab ipsa ad gaudia æterna perducamur. / A. Paciuchellio. Excitationes dormitantis animæ circa psalmum octogesimum sextum. München, 1677, p. 173.

[7] Dicito adhuc eidem episcopo, quod quia ipse perit me in suam charam amicam, ideo volo ei dare fidem meam, et ligare me cum eo in unum vinculum […] In fine vero vitæ volo servire et astare ei præsentando animam eius Deo (Скажите также этому же епископу, что поскольку он с любовью избрал Меня в друзья, я желаю дать ему обещание и связать себя с ним едиными узами […] А в конце жизни хочу служить ему и предстать пред ним, вверяя душу его Богу). — Revelationes, III, 13 / Revelationes cælestes seraphicæ matris Sanctæ Birgittæ Suecæ. München, 1680, p. 178.

[8] Tralascio come noto il favore, che ella fece à quel predicatore Domenicano, che solea sempre al fine de’suoi discorsi dire alcune cose di Maria: gli comparue nell’estremo di sua vita, lo conforto, lo difese da’Diavoli, e menò l’anima sua al Cielo, terminando egli la vita con quella à canto, colla quale terminava le prediche. — Affetti scambievoli. P. 1, cap. 13 / T. Auriemma S. J. Affetti scambievoli tra la Vergine Santissima. P. 1. Venezia, 1712, p. 168.

[9] Fili mi amantissime, miserere animæ famuli tui, amatoris et laudatoris mei. — Sermones ad novitios. Sermo 20 / Thomas a Kempis. Opera omnia. T. 1. Antverpiæ, 1615, p. 94.

[10] Quomodo fieri potest ut ex memoria laudis ejus salus non proveniat peccatorum, cujus uterus factus est via ad sanandum peccatores venienti Salvatori? — De excellentia beatissimæ Virginis Mariæ, cap. 1 / Anselmus Cantuariensis. Liber de excellentia beatissimæ Virginis Mariæ. Douai, 1605, p. 11.

[11] Laudamus virginitatem, humilitatem miramur; sed misericordia miseris sapit dulcius; misericordiam aplectimur carius, recordamur sæpius, crebrius invocamus. — Sermo IV in Assumptione Beatæ Virginis Mariæ / Bernardus Clarævallensis. Opera omnia. V. 1. P. 2. Paris, 1839, col. 2154.

[12] Jesu et Maria, amores mei dulcissimi, pro vobis patiar, pro vobis moriar; sim totus vester, sim nihil meus. — См.: J. E. Nieremberg. Leben des gottseligen Bruders Alphons Rodriguez aus der Gesellschaft Jesu. Augsburg, 1845, p. 90: «Jesus, Maria, mei dulcissimi amores, patiar ego, moriar ego vestri amore: sim totus vester et non meus, nec magis, quam si nunquam fuissem» (Иисус, Мария, мои сладчайшие любимые, пусть я буду страдать, пусть я умру из любви к вам: пусть я буду весь ваш, а не мой, не больше, как если бы меня никогда не было на свете).


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 1 (73) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s