Джованни Гаспарро — мастер религиозной живописи, живущий в одно время с нами

Мы не можем не поделиться с вами, дорогие читатели, превосходными новостями: сам Джованни Гаспарро лично разрешил нам использовать изображения созданных им произведений искусства для иллюстрирования материалов DOMINUS.BY и апологетики католической традиции! «И что с того? Почему это важно? Кто вообще такой этот Гаспарро?» — справедливо могут спросить многие из вас. Сегодняшняя статья призвана дать ответы на эти вопросы.

Мы не будем слишком уж подробно описывать биографию господина Гаспарро (желающие смогут прочесть её на английском по этой ссылке), однако отметим основные, на наш взгляд, вехи в жизни гениального художника. Джованни Гаспарро родился в Бари (да, том самом итальянском портовом городе на юге Италии, известном преимущественно благодаря тому, что именно туда в 1087 году были перенесены из Мир Ликийских мощи Святого Николая Чудотворца, где они и находятся по сей день, привлекая множество паломников) 22 октября 1983 года и был крещён 18 декабря того же года. В 2007 году он окончил Римскую академию изящных искусств, где его наставником был Джузеппе Модика. Первая персональная выставка господина Гаспарро состоялась в Париже в 2009 году. Надо сказать, что 2009 год в принципе стал поворотным в плане признания этого выдающегося мастера — здесь, как это часто бывает в жизни, Бог помог добрым плодам произрасти из несчастья: землетрясение ощутимо повредило старую (XIII века) базилику Святого Иосифа в городе Л’Акуила, центре одноимённой архиепархии в регионе Абруццо. В ходе реставрации 2011–2012 годов именно Джованни Гаспарро был удостоен чести украсить восстановленную церковь своими творениями — 19 его картин находятся там по сей день, что является одним из наиболее больших циклов произведений сакрального исскуства, написанных для одного католического храма в последние годы. В том же 2012 году мастер пишет картину «Anomalia con il cappello di Largillière» для «Costa Fascinosa» — крупнейшего в Европе корабля итальянской круизной компании «Costa» того времени. Уже через год произведение «Casti Connubii» (вдохновлённое одноимённой энцикликой 1930 года Папы Пия XI, в очередной раз подтверждающей, что Церковь Христова отвергает богомерзкие и человеконенавистнические идеи искусственного контроля над рождаемостью и убийства нерождённых детей) выигрывает художественный конкурс по биоэтике и правам человека от UNESCO и экспонируется в Гонконге, Хьюстоне и Мехико. С этой картины мы и начнём попытку описания того, что привлекает нас и многих других традиционно настроенных католиков в творчестве Джованни Гаспарро.

«Casti Connubii», Джованни Гаспарро, 50х40 (см), масло на холсте, 2013.

Из абсолютной темноты как бы вырастает освещённая густым, ярким, неземным светом фигура младенца, поддерживаемого множеством крайне реалистичных, детализированных, но, в то же время, нереальных рук… Руки, младенцы, игра со светотенью, сильная детализация, нереальность реалистичного — запомните эти черты! Ведь именно они, по нашему скромному мнению, являются, своего рода, «изюминками», отличительными чертами картин Гаспарро.

Пухленький, напоминающий отложениями жировой ткани стереотипного барочного путто, младенец словно висит в воздухе, обращая взгляд своих тёмных, одновременно по-детски глуповатых и по-взрослому умудрённо уставших, глаз прямо в наблюдателя. Его губы сомкнуты «бантиком» так, что может даже сложиться впечатление, будто малыш на что-то обиделся. На щёчках горит здоровый и несколько гротескный румянец, который обычно бывает или у маленьких детей (будь то диатез или влияние окружающей температуры), или у персонажей мультфильмов. Вы вряд ли сможете долго удерживать свой взгляд на глазах малыша: через какое-то время ваше внимание поневоле привлечёт его правое ухо, оттопыренное и согнутое под неестественным углом, — после чего вы захотите посмотреть на левое ухо, чтобы понять, в чём дело, но оно сокрыто во тьме, поэтому ваш вопрос так и останется без ответа. Возможно, если у вас есть свои дети, вы сильно удивитесь тому, как обильно и необычно растут волосы у столь маленького мальчика (а мальчика ли вообще?). В целом малыш производит впечатление создания крайне беззащитного, но, в то же время, обладающего неким глубинным, одному ему известным, знанием.

Это очень реалистичный ребёнок… И… Очень нереальный… В создаваемом таким образом эффекте и заключается значительная часть секрета, заставляющего многих людей часами смотреть на аллегорические и религиозно-символические картины Джованни Гаспарро, — и это вовсе не «недостаток мастерства», как пишут некоторые критики, ненавидящие мастера не столько за его технику, сколько за стойкую, даже радикальную (в наилучшем смысле этого слова), консервативную католическую жизненную позицию, выраженную через живопись: когда это необходимо (особенно в портретах известных и ещё живых людей), господин Гаспарро пишет так, что подобного восприятия у вас не возникнет.

Отдельного внимания заслуживают руки: они у Джованни Гаспарро всегда полноценные действующие лица произведений. Взгляните на эти руки… Держат ли они нежно малыша в воздухе или же силой пытаются куда-то утащить, разорвать его (или даже оттолкнуть назад, во тьму)? Чьи это руки: молодых людей, лиц среднего возраста, пожилых стариков? Чем занимаются эти руки в профессиональном отношении? Они движутся или стоят на месте? Почему они такие разные: одна здорового розового цвета, с ярко контурированным рисунком подкожных вен; вторая же мертвенно-серая, холодная, а на дистальной фаланге её безымянного пальца то ли трупное пятно, то ли гангрена, то ли ожог? Пожалуй, более-менее одинаковые на этих конечностях лишь ногти. Вы будете долго рассматривать эти руки: они будут вас пугать и отталкивать, но, одновременно с этим, вызывать чувство теплоты и заботы, прорывающееся из глубин нашей памяти полуреальными воспоминаниями из детства (возможно, будут даже ассоциации с бабушкой или дедушкой)… Вот в этом дуализме возможного восприятия, в амбивалентности вызываемых у зрителя чувств и находится гениальность Джованни Гаспарро!

Но стоп! Внезапно вы увидите среди множества этих взрослых рук сжатый (так, как это умеют делать только они) младенческий кулачок… Каждый человек, имевший дело с малышами, знает, какие прекрасные и необычные ощущения возникают, когда ребёнок хватает вот так в кулак твой палец. И, хотя некоторые циничные врачи объясняют это всего лишь хватательным рефлексом, мы то с вами понимаем, что сущность данного явления лежит намного глубже рефлекторных дуг, описанных в порыве биологизма. А что это? Не сразу, но вы обратите внимание, что указательный палец ребёнка оттопырен и показывает… Прямо на вас! После чего вы опять посмотрите ему в глаза… И, возможно, найдёте ответ на вопрос, что же делают эти руки и чьи они.

А это руки каждого из нас, и то, что они будут делать с беззащитными нерождёнными (да и новорождёнными тоже: материалисты всё чаще и громче заводят философские дискуссии о «постнатальных абортах», сводя достоинство человеческой личности, да и само право называться человеком, лишь ко внешним проявлениям сознания) детьми, предстоит решать именно нам: ведь только мы, каждый из нас, а не кто-то иной, несём ответственность за действия наших рук. Только мы решаем, куда направлен их вектор движения и что они делают: нежно поддерживают ребёнка, дабы он не упал во тьму, или же разрывают его на куски, утаскивая разорванную плоть в черноту. Но плоть убитых воскреснет в последний день, а в черноте для людей, добровольно идущих туда и тянущих за собой других, будут плач и скрежет зубов. Вечно. Навсегда.

P. S. Автор статьи вообще никак профессионально не связан с искусством и не может сам нарисовать даже человечка из кружочков и палочек. Хотя он и вынужден ежедневно часами разглядывать розово-фиолетовые изображения, в том, что касается живописи, он дилетант. Вся претензия на анализ картины в статье — всего лишь личное и оценочное суждение дилетанта. Отнеситесь к этому с пониманием.

Cor Iesu Sacratissimum, miserere nobis!

Игорь Терещенко

12 января 2022 года, Беларусь


Иллюстрация: Фото Джованни Гаспарро, сделанное по поводу получения им премии «100 выдающихся итальянцев — 2021».

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s