Постные предписания до 1966 года, и почему вам стоит вернуться к ним

Современные римско-католические требования касательно поста кажутся вам чрезмерно мягкими? Великий Пост в пищевом плане de facto (за исключением двух дней) не отличается от любого другого периода литургического года? На этот счёт вас «подкалывают» практикующие друзья из РПЦ/ПЦУ? Бабушка (или настоятель одного крупного костёла в центре столицы одного из восточноевропейских государств) говорят, что 24 декабря «нельзя есть до первой звезды под страхом тяжкого греха», но вы не находите никаких подтверждений этому в Кодексе Канонического Права Иоанна Павла II 1983 года (далее — ККП)? Регулярно готовите квартальные отчёты, но никогда не слышали о квартальных постах? Любите сухое вино, но Сухие дни пробовать вслепую не решились бы? Если хоть на один из вышеперечисленных вопросов вы ответили положительно, то не проходите мимо этой статьи, ведь в ней мы будем разбираться, какие постные предписания были обязательными до выхода ККП и чем они отличаются от сегодняшних, а в одной из будущих статей мы также расскажем, почему католикам, практикующим традиционный римский обряд, настоятельно рекомендуется возврат к ним (там уже будут затронуты и некоторые литургические аспекты).

До выхода Кодекса Канонического Права Иоанна Павла II в 1983 году основные юридические нормы Римско-Католической Церкви касательно поста содержались в… [Сюрприз-сюрприз!] …в Кодексе Канонического Права Бенедикта XV, который был введён для римо-католиков 27 мая 1917 года (далее — CIC, чтобы читатель статьи не путал его с ККП), хотя вообще старые постные правила были изменены на современные ещё в период действия CIC: Павел VI издал в 1966 году апостольскую конституцию Paenitemini, в которой мы можем узнать сегодняшний пост. Конечно, произошли и некоторые иные изменения (которые мы учтём ниже, когда будем рассказывать, как именно поститься), но, в общем, основа постных предписаний на 1962 год (а именно в этом году Папой Иоанном XXIII «законсервирован», в хорошем смысле этого слова, наш традиционный римский обряд) была дана в канонах 1250–1254. Из CIC мы узнаём, что есть три вида пищевых ограничений:

  • ieiunium — ограничение количества суточных приёмов пищи до трёх раз: один раз можно насытиться, а два раза допускаются лишь, выражаясь разговорно, «лёгкие перекусы» — то есть, речь идёт о количественном посте, но и тут есть важный качественный нюанс: мясные блюда можно употреблять только в обед (именно тогда и наедаются, кстати), а вот завтрак и ужин должны быть без мяса;
  • abstinentia — воздержание от мясных блюд без ограничений количества принятой пищи и/или общего числа приёмов пищи — то есть, это уже сугубо качественный пост;
  • ieiunium et abstinentia — как следует из самого названия, это сочетание первых двух практик — то есть, поесть мяска в обед уже не получится — вот, кстати, именно это предписание и называют «строгим постом» современные римо-католики Беларуси.

Хорошо. Вроде бы, всё понятно. Когда именно и кому именно нужно было практиковать тот или иной способ? Это зависело от периода литургического года и возраста верующего. Кроме того, имели место несколько изменений… Словом, в 1962 году требования для католиков выглядели вот так:

  • ieiunium — обязателен для всех римо-католиков возрастом от 21 года до 60 лет в понедельники, вторники, среды и четверги Великого Поста (то есть, весь Великий Пост, кроме пятниц, суббот и воскресений);
  • abstinentia — обязателен для всех римо-католиков возрастом от 7 лет во все пятницы года вообще, если только на них не выпадает обязательный праздник (список обязательных праздников в ККП и CIC идентичен, если не брать во внимание переименование некоторых из них); если же обязательный праздник выпадает на одну из пятниц Великого Поста (но так может быть только с праздником Святого Иосифа, который отмечается 19 марта), то abstinentia соблюдается всё равно;
  • ieiunium et abstinentia — обязательны для всех римо-католиков:
    • во все пятницы и субботы Великого Поста (вообще во все: и в Страстную субботу тоже — спасибо Пию XII за перенос вигилии Пасхи на поздний вечер);
    • в вигилию Рождества (то есть, 24 декабря, причём, по заявлениям некоторых авторов, пост соблюдается даже тогда, когда эта дата выпадает на воскресенье, что мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку по воскресеньсям не постятся, что прямо написано в обоих Кодексах);
    • в вигилию Сошествия Святого Духа;
    • в Пепельную среду;
    • в Сухие дни (это те самые квартальные посты: среда, пятница и суббота после третьего воскресенья Адвента (Gaudete, его можно определить по лососево-розовому цвету облачений, оно находится в середине Адвента); среда пятница и суббота после первого воскресенья Великого Поста; среда, пятница и суббота в октаве Сошествия Святого Духа; среда, пятница и суббота после третьего воскресенья сентября;
    • 7 декабря (день перед праздником Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии).

Важная ремарка! В воскресенья Великого Поста никаких пищевых ограничений нет (как упоминалось выше, пост по воскресеньям или отсутствует вовсе, или остаётся, по версии отдельных авторов, лишь 24 декабря, что вызывает больши́е сомнения).

Что ж, с CIC всё более-менее ясно. А теперь напомним читателям актуальные требования для поста римо-католиков согласно ККП (он действует с 25 января 1983 года до сих пор). В ККП есть только две аскетические постные практики, описанные в канонах 1249–1251:

  • воздержание от употребления мяса (abstinentia a comestione carnis) — обязательно для всех римо-католиков возрастом от 14 лет во все пятницы года вообще, если только на них не выпадает ЛЮБОЕ ТОРЖЕСТВО (solemnitas), даже не носящее обязательного характера (обратите внимание на это существенное отличие ККП от CIC);
  • пост (ieiunium) — это не то же самое, что ieiunium согласно CIC, несмотря на название (по сути, полным аналогом в CIC тут будет практика ieiunium et abstinentia, а в разговорной речи у нас это обычно называют «строгий пост»): обязателен для всех совершеннолетних римо-католиков возрастом до 60 лет в Пепельную среду и в Страстную пятницу.

И всё… Но не стоит забывать, что Конференции епископов могут сделать эти правила ещё мягче, что и происходит практически повсеместно, делая исчезновение поста у римо-католиков всего лишь вопросом времени — желание воспрепятствовать этому, кстати, должно быть ещё одним стимулом возвращения к традиционным постным практикам.

Немного сравнения в цифрах: 28 дней «строгого поста» в год против 2 дней. И это мы ещё не учитываем всех нюансов и возможных раскладов календарей…

Как видим, если поститься согласно предписаниям CIC (с учётом изменений на 1962 год), Великий Пост становится действительно Постом, а не лёгкой прогулкой под луной, отличающейся от других периодов литургического года всего лишь наличием двух постных дней (как это будет, если вы продолжите исполнять предписания ККП). А как прекрасно и угодно Богу освящать сезоны квартальными постами (Сухими днями)!

КРАЙНЕ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ! Переходя на пост образца 1962 года, вы ничего не нарушите, так как просто нету такого дня во всём календаре, когда ККП предписывал бы вам поститься, а CIC разрешал этого не делать. Подобное усиление аскезы в вашей жизни не только будет приятно Господу, но и подаст хороший пример окружающим (даже если ваш настоятель холоден к традиционному римскому обряду, мы уверены, он одобрит такое подвижничество), а также поможет посту в римском обряде не исчезнуть со временем полностью.

Cor Iesu Sacratissimum, miserere nobis!

Игорь Терещенко

18 января 2022 года, Беларусь


Иллюстрация: «Свадьба в Кане Галилейской» (ит.: Le nozze in Cana di Galilea), Джованни Гаспарро, 80х220 (см), масло на холсте, 2009.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s