Раздел 4. Мария — Матерь кающихся грешников

ВЕЛИЧИЕ МАРИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О молитве «Salve, Regina»

В этой части рассматриваются многие обильные милости, которые Матерь Божия дарует своим почитателям (по молитве «Salve, Regina»).

ГЛАВА 1

Salve, Regina, Mater misericordiæ

Раздел 4. Мария — Матерь кающихся грешников

Мария заверила Святую Бригитту, что Она становится Матерью не только праведным и невинным, но и грешникам, если только они желают исправиться[1]. Когда грешник кается и бросается к Её ногам, то наша добрая Матерь Милосердия больше любой земной матери стремится обнять и помочь. Святой Григорий писал принцессе Матильде: «Положи конец желанию грешить, и я без сомнения обещаю, что Мария станет любить тебя сильнее матери по плоти»[2]. Но если кто-либо желает быть сыном нашей великой Матери, должен сначала оставить свои грехи, а затем уже надеяться быть принятым Ею как сын. Ричард, комментируя слова «Встают дети её…»[3], отмечает, что сначала идёт слово «встают»— surrexerunt, а потом «дети» — filii; потому что не может быть сыном Марии тот, кто прежде не поднимется из нечистоты, в которую впал. Ибо, говорит Святой Пётр Хрисолог, кто творит дела, противные деяниям Марии, тот своим поведением отрицает желание быть Её сыном[4]. Мария смиренна, станем ли мы гордиться? Мария чиста, можем ли мы быть не таковыми? Мария полна любви, станем ли мы ненавидеть ближнего? Кто отрицает Её своей жизнью, тот доказывает, что не является и не желает быть сыном нашей святой Матери. «Сыны Марии, — повторяет Ричард Святого Лаврентия, — Её подобия в чистоте, смирении, мягкости, милосердии»[5]. И как может тот, кто отрицает Её своей жизнью, осмелиться назвать себя сыном Марии? Один грешник однажды сказал Марии: «Прояви Себя как Мать», но Пресвятая Дева ответила ему: «Покажи, что ты мой сын»[6]. Другой, призывая Божественную Мать, называл Её Матерью Милосердия. Но Мария сказала ему: «Вы, грешники, когда ждёте от Меня помощи, то называете Матерью Милосердия, но своими грехами вы делаете Меня матерью страданий и горя». «…Проклят от Господа раздражающий мать свою»[7]. Ричард отмечает, что здесь речь идёт о Марии. Бог проклинает всякого, кто огорчает Его Мать своей плохой жизнью и упорствует в своих грехах.

Я пишу об упорстве, потому что, когда грешник, который, может быть, ещё и не оставил своих грехов, делает усилие, чтобы покончить с ними и ищет помощи у Марии, эта Мать не откажет ему в помощи и приведёт его к Божией благодати. Так, Святая Бригитта однажды узнала от Самого Иисуса Христа, что Он, говоря со Своей Матерью, сказал: «Ты помогаешь тем, кто стремится вернуться к Богу, и не оставляешь ни одну душу без утешения»[8]. Пока грешник упрямится, Мария не может любить его; но если он, понимая, что порабощён какой-либо страстью, которая делает его рабом греха, поручит себя Пресвятой Деве и будет умолять Её, с уверенностью и настойчивым желанием спастись от своего греха, то наша добрая Мать не замедлит протянуть Свою могущественную руку и освободить от цепей, обезопасить от вечной смерти. Учение о том, что, будто бы все молитвы и деяния, совершённые в состоянии разделения с Богом посредством греха, грешны, было осуждено Тридентским Собором[9]. Святой Бернард говорит, что, хотя молитва грешника лишена красоты, ибо не украшена любовью, всё же полезна для освобождения от греха[10]. Святой Фома учит[11], что, хотя в молитве грешника нет никакой заслуги, она служит обретению благодати прощения; ибо сила её обретения основана не на достоинстве молящегося, а на Божественной щедрости и на заслугах и обещаниях Иисуса Христа, сказавшего: «Всякий просящий получает»[12]. То же можно сказать о молитвах к Божественной Матери. «Если молящийся, — говорит Святой Ансельм, — не заслуживает быть услышанным, то он будет услышан благодаря заслугам Марии, Которой он поручает себя[13]». Отсюда Святой Бернард увещевает каждого грешника молиться Марии с великим упованием, потому что, если он не заслуживает того, что просит, Мария через Свои заслуги обретёт для него благодати, о которых он просит Бога[14]. «Добрая мать, — говорит тот же святой, — всегда сделает следующее: если она будет знать, что двое её сыновей стали заклятыми врагами и один покушается на жизнь другого, то постарается любыми способами умиротворить их. Так, Мария является Матерью Иисуса и людей; когда Она видит, как кто-то становится врагом Иисуса Христа из-за своих грехов, Она не может стерпеть этого и прилагает все усилия для их примирения»[15]. Наша самая снисходительная Госпожа требует от грешника лишь отдаться Ей и иметь намерение исправиться. Когда Она видит грешника, припадающего к Её ногам, чтобы молить о милости, Она не смотрит на бремя его грехов, а только на намерение, с которым он пришёл. Если он приходит с хорошими намерениями, то, даже если бы он совершил все на свете грехи, Она обнимет его как самая любящая Мать и снизойдёт, чтобы исцелить все раны его души. Ибо мы не только называем Её Матерью милосердия, Она действительно является таковой, проявляя любовь и нежность, приходя нам на помощь. Пресвятая Дева сказала об этом Святой Бригитте: «Какими бы ни были грехи людей, когда они обращаются ко Мне, Я готова сразу же принять их; не думаю Я и о том, как долго кто-либо грешил, но с каким намерением пришёл; я не пренебрегу смягчить и исцелить его раны, ибо Меня и называют, и Я истинно являюсь, Матерью милосердия»[16].

«Христос и хананеянка» (ит.: Cristo e la cananea), Джованни Гаспарро, 101х151 (см), масло на холсте, 2013.

Мария — Матерь грешников, желающих обратиться, и как мать Она не может не сострадать им, так что даже кажется, что Она воспринимает воздыхания своих бедных детей как Свои собственные. Когда женщина-хананеянка умоляла Иисуса Христа освободить её дочь от беса, который мучал её, она сказала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется»[17]. Учитывая, что не мать, а дочь была мучима дьяволом, кажется, что она должна была сказать: «Господи, помилуй мою дочь», — а не: «Помилуй меня». Но нет, она говорит: «Помилуй меня», — и не без смысла, ибо все несчастья детей матери ощущают как собственные. «Точно так же и Мария молится Богу, — говорит Ричард Святого Лаврентия, — когда Она предаёт Ему грешника, отдавшегося Ей: «Помилуй меня». Это то же, как если бы Она сказала Ему: «Мой Господь, это несчастное создание, находящееся во грехе — Моё дитя; помилуй его, даже не столько его, сколько Меня, его Мать». О, если бы все грешники прибегали к этой нежной Матери! Тогда все точно были бы прощены Богом. Святой Бонавентура восхищённо восклицает: «О Мария, Ты объемлешь материнской любовью грешника, отвергнутого всем миром, и не покидаешь его, пока не примиришь несчастное создание с его Судьёй»[18]. Святой хотел сказать этим, что грешник, который остаётся во грехе, ненавидим и отвергаем всеми; даже неодушевлённые твари, огонь, воздух и земля, будут наказывать его, чтобы восстановить честь своего поруганного Господа. Но если этот негодяй прибегнет к Марии, прогонит ли Она его от себя? Нет: если он приходит просить о помощи и желает исправиться, Она объемлет его материнской любовью и не покидает, пока не примирит его с Богом через Своё могущественное посредничество, пока не восстановит его в Его благодати.

Мы читаем во Второй Книге Царств, как одна умная женщина из Фекойи сказала Давиду: «У рабы твоей было два сына; они поссорились в поле, и некому было разнять их, и поразил один другого и умертвил его. И вот, восстало всё родство на рабу твою, и говорят: «Отдай убийцу брата своего; мы убьём его за душу брата его, которую он погубил»…»[19]. Давид сжалился над ней, повелел освободить преступника и вернуть его ей. Кажется, что Мария просит того же, когда Бог гневается на грешника, который обратился к Ней. Она говорит Ему: «О мой Боже, у меня двое сыновей, Иисус и человечество; люди убили моего Иисуса на кресте; Твоё правосудие теперь приговорит их; о мой Господь, мой Иисус умер; будь милостив ко Мне, Я потеряла одного, не обрекай меня потерять и другого». Ну конечно же Бог не приговорит грешника, обратившегося за помощью к Марии, того, за которого Она молится; ибо Бог Сам дал этих грешников Ей в качестве детей.

Йоханнес Юстус из Ландсберга влагает в уста Господа такие слова: «Я поручил грешников Марии в качестве Её детей. Отсюда Она так бдительна в совершении Своего служения, что никому из доверенных Её заботе не позволяет потеряться, особенно тем, кто призывает Её и использует всё Её могущество, чтобы вернуться ко Мне». Блосиус говорит: «И кто может описать благость, милосердие, верность и милосердие, с которыми наша Мать стремиться спасти нас, когда мы призываем Её на помощь?». Слова Святого Бернарда дополняют это: «Давайте же распрострёмся пред нашей доброй Матерью, припадём к Её святым стопам и не покинем Её, пока Она не даст нам Своё благословение, пока не примет нас как Своих детей»[20]. «Кто может разрушить доброту нашей Матери? — говорит Святой Бонавентура. — Хотя Она должна была бы умертвить меня, Я буду надеяться на Неё; и, отдаваясь своей надежде, я умру перед Её образом и буду спасён»[21]. И так должен говорить каждый грешник, ищущий помощи у нашей доброй Матери: «О моя Госпожа и Мать, за свои грехи я заслуживаю того, чтобы Ты изгнала меня из Своего присутствия и наказала за них; но, если бы даже Ты отринула меня и умертвила, я никогда не потеряю надежду на Тебя и Твоё могущество, спасающее меня. Я всецело полагаюсь на Тебя, и если моя судьба — умереть у одного из Твоих образов, поручая себя Твоему состраданию, то Я буду иметь твёрдую надежду на спасение и на то, что пойду славить Тебя в Небеса, в единстве со всеми слугами Твоими, призывавшими Тебя на помощь при смерти, и спасшимися». Пусть читатель, прочитав приведённый ниже пример, решит, может ли хоть какой-то грешник уничтожить любовь и милосердие нашей доброй Матери, если уже обратился к Ней за помощью.

«Пир Авессалома», Никколо де Симоне, ок. 1650.

ПРИМЕР

Доминиканский монах Винсент из Бове рассказывает, что в одном английском городке в 1430 году был молодой дворянин по имени Эрнест, который раздал своё наследство нищим и стал монахом. В монастыре он вёл столь святую жизнь, что его высоко ценили настоятели, в частности, за его особое почитание Пресвятой Девы. В городе разразилась чума, и горожане пришли в монастырь, чтобы попросить монахов молиться. Настоятель приказал Эрнесту пойти молиться перед алтарём Марии и не переставать, пока Она не ответит ему. Юноша оставался там три дня и получил от Марии в ответ несколько молитв, которыми нужно было помолиться. Эти молитвы были прочитаны, и чума отступила. После этого юноша стал менее ревностен в своём почитании Марии; дьявол искушал его многим, особенно стараясь вовлечь в нечистоту, а также желанием убежать из монастыря. Вместо того, чтобы предать себя в руки Марии, он решил убежать, прыгнув со стены монастыря. Но, когда он проходил мимо образа Пресвятой Девы в коридоре, Матерь Божия заговорила с ним и сказала: «Сын Мой, почему ты покидаешь Меня?». Эрнест был очень удивлён и, исполнившись раскаяния, упал наземь, говоря: «Моя Госпожа, вот, у меня не было сил противостоять искушению, почему Ты не помогла мне?». И Она ответила: «Почему ты не призвал Меня? Если бы ты взыскал Моей защиты, ты бы не дошёл до этого; с этого дня доверяйся Мне и полагайся на Меня». Эрнест вернулся в свою келью; но искушения возобновились, и он опять пренебрёг тем, чтобы позвать Марию на помощь. В конце концов, он сбежал из монастыря и стал вести плохую жизнь, совершая один грех за другим, пока не стал убийцей. Он снимал трактир, где ночью убивал несчастных путешественников и забирал всё, что у них было. Однажды ночью, среди прочих, он убил двоюродного брата человека, управляющего тем местом, который после расследования и суда приговорил его к повешению. В ходе расследования в трактир прибыл молодой путешественник, и хозяин, как обычно, замышлял войти в его комнату и убить его. Приблизившись к кровати, он не нашёл юношу. На его месте лежал Христос на Кресте, покрытый ранами. Господь, сострадательно посмотрев на него, сказал: «Не достаточно ли для тебя, что Я уже однажды умер за тебя? Желаешь ли ты убить Меня снова? Сделай же это, подними руку и убей Меня!» Несчастный Эрнест, придя в замешательство, стал плакать и воскликнул: «О Господь, я готов вернуться к Тебе, явившему мне столько милости». Он немедленно покинул трактир, чтобы вернуться в монастырь и исправить содеянное; но его поймали по дороге и привели к судье, которому он признался во всех своих преступлениях. Его сразу же приговорили к смерти, даже не дав времени на Исповедь. Он доверился Марии. Он был повешен, но Пресвятая Дева предотвратила его смерть. Она лично освободила его и сказала: «Возвращайся в монастырь, совершай покаяние; и когда увидишь в Моей руке бумагу с прощением твоих грехов, то будь готов умереть». Эрнест вернулся и, поговорив с аббатом, стал совершать великое покаяние. Через много лет он увидел в руке Марии бумагу, в которой было написано о прощении его грехов; он приготовился к своему концу и умер святой смертью.

МОЛИТВА

О Мария, верховная владычица, достойнейшая Мать моего Бога, Пресвятая Мария! Осознавая свою низость от бремени грехов, я не осмеливаюсь приблизиться к Тебе и назвать Тебя Матерью. Но я не могу допустить, чтобы это лишило меня утешения и упования, которое я нахожу, называя Тебя Матерью. Я знаю, что заслуживаю быть отвергнутым Тобой, но молюсь Тебе, чтобы поразмышлять, что Твой Сын Иисус сделал и как страдал за меня; затем прогони меня от Себя, если Ты можешь. Я бедный грешник, который более других презрел Божественное Величество; но зло уже содеяно. У Тебя ищу я помощи: если можешь, помоги мне; о Мать моя, помоги мне. Не говори, что не можешь помочь мне, ибо я знаю, что Ты всемогуща и получаешь от Бога, что бы ни пожелала. Если Ты скажешь, что Ты не можешь помочь мне, то хотя бы скажи, у кого мне просить помощи в моём горе. Вместе со Святым Ансельмом я скажу Тебе и Твоему Сыну: «Сжалься надо мной, о Ты, мой Искупитель, и прости меня Ты, моя Мать, и говори в пользу моего прощения; или наставь меня, у кого просить помощи, кто же более сострадателен, чем Ты, и на кого я могу более уповать?» Нет, ни на Небесах, ни на Земле не смогу я найти того, у кого больше сострадания к несчастным и кто может помочь мне больше, чем Ты. О Иисус, Ты мой Отец, и Ты, о Мария, — моя Мать. Вы любите самых испорченных и желаете их спасти. Я достоин ада, и из всех существ я самый жалкий; Вам не нужно искать меня, и я не прошу об этом; я предоставляю Вам себя с надеждой, что не буду Вами отвергнут. Вот, я у Ваших ног; мой Иисус, прости меня; Мария, помоги мне.


[1] Ego sum quasi mater omnium peccatorum volentium se emendare. — Откр. Святой Бригитты, кн. 4, гл. 138.

[2] Pone finem a voluntate peccandi, et invenies Mariam — indubitanter promitto — promptiorem carnali matre in tui dilectione. — Святой Григорий, Registrum, кн. 1, Послание 47, ad Comitissam Mathildem.

[3] Surrexerunt filii ejus. — Притч 31, 28.

[4] Qui genitoris non facit opera, negat genus. — Святой Пётр Хрисолог, проп. 123.

[5] Filii Mariæ imitatores ejus, in castitate, humilitate, mansuetudine, misericordia. — Ричард Святого Лаврентия, Похвала Д. М.

[6] Monstra te esse matrem. Monstra te esse filium. — В: Пелбартус. Stellarium coronæ gloriosissimæ Virginis, кн. 12, р. 3/7.

[7] Maledictus a Deo qui exasperat matrem suam. — По Вульг.: Eccl 3,18.

[8] Conanti surgere ad Deum tribuis auxilium, et neminem relinquis vacuum a tua consolatione. Откр. Святой Бригитты, Кн. 3, гл. 19.

[9] Сессия 6, кан. 7.

[10] Святой Бернард. Sermones de diversis, проп. 81.

[11] Святой Фома. Сумма Теологии, I a, II æ, 178/2/1.

[12] Omnis enim qui petit, accipit. — Лк 11, 10.

[13] Et si merita invocantis non merentur, ut exaudiatur, merita tamen Matris intercedunt, ut exaudiatur. — Эдмерус Кентерберийский. Liber de excellentia B. Mariæ, гл. 6.

[14] Quia indignus erat, cui donaretur, datum est Mariæ, ut per illam acciperes quicquid haberes. — Святой Бернард. Проп. 3 на Навечерие Рождества.

[15] Oh felix Maria, tu mater rei, tu mater judicis; cum sis mater utriusque, discordias inter tuos filios nequis sustinere. — Святой Бернард. Deprecatio ad Virginem.

[16] Quantum cumque homo peccat, statim parata sum recipere revertentem; nec attendo quantum peccaverit, sed cum quali intentione redit; nam non dedignor ejus plagas ungere, et sanare, quia vocor et vere sum mater misericordiæ. — Откр. Святой Бригитты, 1/23.

[17] Miserere mei, Domine, Fili David; filia mea male a demonio vexatur. — Мф 15, 22.

[18] Maria, tu peccatorem toti mundo despectum materno affectu complecteris, foves, nec deseris, quousque horrendo judici miserum reconcilies. — Spec. B. V., лекция V.

[19] 2 Цар 14, 6–7.

[20] Beatis illius pedibus persolvamur; teneamus eam, nec dimittamus donec benedixerit nos. — См. Sign, Mag. Святого Бернарда.

[21] Etiamsi occiderit me, sperabo in eam; et totus confidens juxta ejus imaginem mori desidero, et salvus ero. — Святой Бонавентура. Stimulus amoris, ч. 3, гл. 12.


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 3 (75) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s